В нашей стране дети-сироты — это крайне незащищённый слой общества, нуждающийся в поддержке. Из-за отсутствия родительской опеки, такие дети испытывают множество трудностей:
Кроме того, большой проблемой является своевременная диагностика психических отклонений у детей-сирот. Для этого требуется периодическая помощь педиатра, психолога, педагога и других специалистов.
Для развитого общества социализация детей лишенных воспитания кровных родителей — это важный социальный проект, который имеет четкую организацию и планирование.
Учёные доказали, что дети-сироты отстают в социализации от своих ровесников, живущих в традиционных семьях. Они ориентировались на следующие показатели:
Проведённый анализ позволил выявить следующие особенности развития детей-сирот:
Исследования показали, что уровень развития внимания и всех мыслительных процессов детей-сирот не отличается от общепринятых показателей ребят, из полноценных семей.
А это значит, что изначально все обладают одинаковым потенциалом и лишь условия жизни в интернатных заведениях и отсутствие базового эмоционального контакта с надёжным взрослым родителем интеллектуально деформирует детей. Результатом этих процессов является:
Исследования показали, что наиболее значимые проблемы воспитанников школ-интернатов и детских домов возникают в самостоятельной жизни:
На сегодня во всех развитых странах разработаны и внедрены методики работы с кандидатами на создание приемной семьи, социальными работниками, приемными родителями и приемными детьми.
Преимущество приемной семьи перед существующими формами семейного воспитания детей-сирот проявляется в обеспечении социального сопровождения такого ребенка.
Материнская любовь дает ребенку любовь к жизни. Однако если ее нет, ребенок ничего не сможет сделать. Материнская и родительская любовь отвечают потребностям ребенка. Так как функция матери – обеспечить ребенку безопасность в жизни, а функция отца показать ему пути как справиться с проблемами, которые ставит перед ним общество. Поэтому сбалансированная любовь обоих родителей содействует развитию ребенка, направляет его на достижения и успех во всех сферах, формирует его самостоятельность, независимость и авторитетность.
В мире существует несколько альтернатив содержания детей в государственных учреждениях. Анализ научной литературы свидетельствует о таких направлениях институализации безнадзорных детей:
Детей-сирот нельзя бросать на произвол судьбы. Выходя из интернета, подростки оказываются неподготовленными к жизни в реальном мире, нередко ведут асоциальный образ жизни, склонны к алкоголизму и наркомании, совершению преступлений и самоубийства. Их дети часто также попадают в интернатные заведения.
По статистике, после выхода из интернатов каждый 2-ой ребёнок совершает преступление, каждый 5-ый не имеет места жительства, каждый 7-ой — осуществляет попытку самоубийства. Только 1% детей-сирот получает высшее образование.
Помочь детямСледует отменить, что не все эти направления реализуются в России в полной мере. Однако происходит постепенная трансформация государственной системы опеки и заботы за детьми, которые остались без досмотра родителей. Так как традиционные детские дома показали свою неэффективность.
Самым приемлемым способом нейтрализации проблем негармоничного развития ребенка является усыновление/удочерение личности или осуществление патронажного контроля.
Патронажный контроль – это определенная форма уклада ребенка в случае если он нуждается в государственной защите. На государственном уровне организовывается необходимость обеспечить ребенку воспитание в семье патронатных родителей при сохранении части обязательств опекуна (опекунов) относительно ребенка в органах опеки и заботы.
“Измени мир” посещает детские дома и семейные детские дома по всей России. Специалисты нашего фонда занимаются сбором необходимых документов для установления пособий детям.
Наши специалисты помогают в социализации детей в следующих направлениях:
Мы устраиваем встречи со специалистами из разных сфер. Значительную роль играют круглые столы и приватные беседы для подростков, достигших 12-летнего возраста. На встречи приходят психологи, финансисты, юристы, педагоги, работники социальных служб, конфликтологи и наркологи.
Кроме того, мы привлекаем научных работников и специалистов креативных профессий. В ходе встреч мы обсуждаем насущные темы и отвечаем на вопросы детей. К каждому ребенку осуществляется индивидуальный подход.
Мы отслеживаем развитие детей и держим обратную связь с воспитанниками.
Социальная работа с детьми, лишенными родительской опеки
Дом семейного типа, как инструмент эффективной социализации детей-сирот.
Подробнее про направлениеНаставничество, как форма формирования здоровой социализации у детей, которые лишены родительской опеки.
Подробнее про направлениеДом семейного типа, как инструмент эффективной социализации детей-сирот
Дома семейного типа очень популярны в последнее время. Они не считаются детским заведением особенного типа. По сути, это многодетные семьи, которые обеспечивают приемлемые семейные условия для детей, оставшихся без попечения родителей, а иногда и полноценно заменяют их.
Если сравнивать дома семейного типа с разнообразными формами семейного воспитания детей-сирот, то можно отметить видимые преимущества перед другими социальными институтами, исходя из некоторых особенностей:
В многодетных семьях личность ребенка формируется в природных для психики условиях. Приемные родители помогают в формировании позитивного мировоззрения и надежного самосознания у ребенка.
Естественное семейное окружение создает у ребенка базовые морально-этические нормы, жизненные способы реагирования и навыки, ценностные ориентиры, качества, которые помогут сформировать личную индивидуальность. Положительно на формирование личности воспитанника влияет характер отношений между родителями и детьми.
Это сформирует базовую потребность ребенка, лишенного родительской опеки, также создать семью в будущем. Такой ребенок наблюдает отношение приемных родителей к труду, их участие в общественной жизни, интересы, ценностные ориентиры, общий культурный уровень, что формирует отличный пример для подражания социальной модели.
Многолетний опыт жизни таких социальных институтов как детский дом семейного типа в России показывает, что их социальные функции как социального института не отличаются от функционирования обычной биологической семьи. В то же время есть ряд особенностей, присущих лишь детскому дому семейного типа:
Большим преимуществом детских домов семейного типа будет то, что это отдельная семья, которая создается по желанию взрослых людей. Это сознательное решение двух взрослых личностей о том, что они могут организовать жизнь детей, лишенных родительской опеки.
Эта взрослая позиция будет образцом для подражания для приемных детей. Поэтому целью создания детского дома семейного типа всегда будет осознанное желание обеспечить надлежащие условия развития для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы.
«Мы верим, что маленькие шаги каждого человека могут превратиться в большой шаг для человечества, который нужен, чтобы спасти нашу прекрасную Планету!»
Сделать свой шагСемья, которая принимает на усыновление/удочерение детей из интерната, может получить статус детского дома семейного типа только в том случае, если родители постепенно приняли на воспитание пять и больше детей, лишенных родительской заботы.
Кроме этого, такая многодетная семья имеет некоторые обязательства перед государством, поскольку дети нуждаются в определенных условиях, которые могут обеспечить их всестороннее развитие. Государство, в свою очередь, создает материальную возможность создать наиболее благоприятные условия для приемных детей.
Для этого осуществляют подготовку кандидатов, которые хотят создать детский дом семейного типа. Таким претендентам обеспечивается обучение и консультирование по всем вопросам воспитания приемных детей.
Подбор воспитанников осуществляется постепенно, на протяжении года. Сначала устраивают детей, которые состоят в семейных отношениях – братья, сестры, за исключением случаев, когда по медицинским показателям или по другим причинам они не могут воспитываться вместе. Помощь и контроль над размещением детей осуществляет специализированная служба.
Обязательным условием является согласие ребенка, если он достиг соответствующего возраста и такого уровня развития, которое позволяет его выразить. Согласие на устраивание к детскому дому семейного типа выясняется представителем заведения, в котором ребенок находится, в присутствии родителей-воспитателей и представителя органа опеки и заботы и оформляется документально.
К детским домам семейного типа предъявляется множество требований со стороны социальных служб, обеспечивается постоянный контроль определенных организаций. Но помимо этого эти социальные организации для детей, которые не находятся под воспитательным процессом кровных родителей, остается одним из самых эффективных способов помощи в организации дальнейшей жизни после разлуки с опекунами.
Этот тип помощи детям, которые лишены общения с кровными родителями, практически заменяет ребенку полноценную семью. Ведь ребенок получает все необходимые социальные стандарты для подражания, вникает в систему личностных взаимоотношений, может дифференцировать базовые понятия принятого или недопустимого поведения, отношения по отношения к себе и все это способствует максимальному раскрытия человека в социальном мире.
Наставничество, как форма формирования здоровой социализации у детей, которые лишены родительской опеки
Наставничество – это рабочий современный инструмент социализации детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, обеспечения надлежащего уровня их жизни и воспитания.
В стране давно начата широкая информационная кампания среди населения относительно наставничества – это реальная, эффективная помощь детям из интернатных заведений в социализации и адаптации к самостоятельной жизни.
На сегодня почти 106 тысяч детей находятся в российских институциях. Из них лишь 8% имеют статус для усыновления или опекунства – помещения в семью. Все другие воспитанники – родительские дети, которые не могут быть усыновлены или устроены к семье.
Наставничество актуально для детей, которые попали в систему интернатов, и не будут выведены из нее долгое время. Выходя из интерната, подростки нередко ведут асоциальный образ жизни, склонны к алкоголизму и наркомании, совершению преступлений и самоубийства.
Их дети часто также попадают в интернатные заведения. По статистике, после выхода из интернатных заведений каждый второй ребенок совершает преступление, каждый пятый не имеет места жительства, каждый седьмой – осуществляет попытку самоубийства. Только 1% детей-сирот получает высшее образование.
Благодаря государству и спонсорам незащищенные дети имеют продукты, одежду и крышу над головой. Но у них нет того, которое не купишь за деньги, – близкого человека, который мог бы научить элементарным навыкам жизни.
По данным организации «Вig brothers big sisters» (USA) воспитанники, которые регулярно встречаются со своими наставниками, на 46% меньше склонны к употреблению наркотиков, на 27% меньше склонны к злоупотреблению алкоголем, на 55% больше способны поступить в университет, на 78% больше склонны регулярно принимать участие в волонтерской деятельности и на 90% больше заинтересованы в том, чтобы стать наставниками.
«Мы верим, что маленькие шаги каждого человека могут превратиться в большой шаг для человечества, который нужен, чтобы спасти нашу прекрасную Планету!»
Сделать свой шагНа протяжении семи лет 1358 лиц в России стали наставниками и значимыми людьми для детей из интернатов. Наставники помогают детям почувствовать себя личностью, определить интересы и способности, определиться с профессией, выстраивают моральные ценности, учат делать выбор, разрешать повседневные проблемы и общаться с людьми.
Благодаря наставнику ребенок получает шанс на новую счастливую судьбу. Каждый наставник обязательно проходит обучение и подписывает договор о наставничестве. Основными его направлениями являются:
Наставничество может организовываться в индивидуальной форме одним совершеннолетним дееспособным лицом над одним ребенком. Нужно пройти курс подготовки по вопросам социальной адаптации детей и освоить теоретические базовые аспекты подготовки детей к взрослой жизни и получить на руки письменный вывод о том, что человек может осуществлять наставничество, о чем заключается соответствующий договор.
Человек, который выразил желание стать наставником должен:
Свою деятельность наставник осуществляет на территории интернатного заведения, в котором находится ребенок при условии предыдущего согласия. Между ребенком, администрацией заведения и центром социальных служб семьи, детей и молодежи заключается соответствующее соглашение.
Какие дети получают статус сироты?
Статус сироты ребенок приобретает в случае смерти или гибели обоих родителей. Этот статус подтверждается свидетельствами о смерти родителей, которые оформляют лица из близкого окружения семьи, а при их отсутствии – представители органов власти.
Ребенок, который оказался в социально неблагополучных условиях, прежде всего, становится объектом пристального внимания со стороны учителей, воспитателей и медицинских работников, которые должны сообщить о неблагоприятных условиях обитания ребенка или о пренебрежении его потребностей, о нарушении его прав специалистам социальных служб.
Также о такой ситуации может сообщить любое лицо, которому об этом стало известно.
К социально неблагоприятным условиям относятся:
Специалисты социальных служб должны осуществлять социальное инспектирование с целью выяснения и оценки жизненной ситуации в семье. Семьи, которые нуждаются в посторонней помощи для решения сложных жизненных вопросов, получают бесплатные комплексные услуги в социальных центрах.
Для осуществления социальной инспекции могут привлекаться также представители образования, медицины, управления по делам семьи и молодежи общественных и благотворительных организаций, церковных обществ и прочие специалисты.